четверг, 28 апреля 2011 г.

Край Европы

Пусть трепещут Пентагон,
Бон, Сайгон и Лиссабон...
/старая физтеховская песня/

Здравствуйте, Дорогие друзья!

От всей души хочу поздравить вас с прошедшими и предстоящими весенними праздниками. Желаю всем крепкого здоровья, удачи в делах и большого счастья в личной жизни!
Хорошее дело праздники. Особенно они хороши, если к праздничным дням можно добавить 2-3 дня отпуска и отправиться попутешествовать аж на целую неделю. Именно так мы и поступили в этом году на Песах. Если вы вспомните мои предыдущие письма и посмотрите на эпиграф, то без труда догадаетесь, что мы были в Лиссабоне, столице Португалии.
Почему именно Лиссабон? Вообще-то мы просто хотели куда-то поехать вдвоем. Сначала я предложил Рим или Лондон. Но Любочка заявила, что она там уже была, города жутко огромные, имперские, давят на мозги, и она их ненавидит, но вообще-то с тобой, милый, хоть на край света. Мое предложение все же поехать туда и потом ненавидеть эти города уже вдвоем горячего отклика не получило. Посему я вновь залез в Инет и стал искать что-то, устраивающее обе стороны. Наверное Любино замечание и подсказало направление. Пусть Португалия не край света, но уж точно, край Европы.
***
Говорят, первые впечатления самые верные. В Лиссабоне это сработало. Город нам понравился сразу. Лиссабон не похож на другие европейские города. Возможно, из-за землетрясения 1755-го года, когда город был практически разрушен. В востановлении города огромную роль сыграл тогдашний первый министр маркиз ди Помбал. Ему принадлежит великая фраза: "Что ж... Похороним мертвых и пойдем кормить живых". Практически за год Лиссабон был восстановлен. При этом не было ни голода, ни эпидемий. И вообще, ди Помбал был великим реформатором, ярким представителем так называемого просвещенного абсолютизма. Португальцы и особенно лиссабонцы маркиза уважают. На возвышенности, в конце проспекта де Либертаде, главного проспекта Лиссабона в честь него воздвигнут памятник. Именно с проспекта де Либертаде и началось наше знакомство с Лиссабоном. Первое, что бросается в глаза - мощеные тротуары. Для мощения используют небольшие белые и черные камни. Из черных камней выкладывается узор. На обычных улицах узор попроще, на центральных площадях и туристических улицах выкладываются иной раз весьма замысловатые картинки.
На правом снимке площадь Россиу перед Оперным театром. Сами понимаете, она ровная. Но узор создает оптическую иллюзию. Людей со слабым вестибулярным аппаратом укачивает на раз. За Оперным театром и начинается проспект де Либертаде. В обратную же сторону начинается район Байша (левый снимок).  После землетрясения Байша была полностью заново перепланирована. Пожалуй это единственное ровное место в Лиссабоне. И улицы там пересекаются строго под прямым углом. Сейчас Байша средоточие туристической жизни. Куча сувенирных лавочек, бутики с вполне доступными ценами и рестораны со столиками выставленными на улицу.
С центральной улицы Байши через Трумфальную арку можно попасть на самую красивую Королевскую площадь Лиссабона.


Вот здесь поговорим об архитектуре. В XV-XVI веках в Португалии сформировался собственный архитектурный стиль, получивший название Мануэлино. Этакий национальный вариант Ренессанса. Смесь готики, мавританского стиля, Ренессанса, морских мотивов, отзвуки Индии и прочей экзотики. В самом Лиссабоне наиболее ярко данный стиль представлен монастырем иеронимитов (Жеронимуш) и башней Белена. Во внешней и внутренней отделке зданий широко использовалась изразцовая плитка, которая в Португалии называется азулежуш. Азулежуш в Португалии доведено до уровня национального искусства. Из азулежуш составлялись целые картины. Некоторые можно увидеть на улице. В одном из музеев мы видели монашеские кельи. В головах над кроватью из азулежуш было выложено распятие, а на противоположной стене мать Мария. Из азулежуш составлялся и более простой геометрический рисунок. Увидеть его можно почти на каждом доме. В сочетании с ажурными коваными решетками балконов и крутыми крышами мансандп азулежуш создает совершенно неповторимый облик города.

 
На последних снимках справа и слева монастырь Жеронимуш, а в центре собор де Эшторел, тоже стиль Мануэлино. Фотографировал на ходу из экскурсионного автобуса, так что ракурсы не самые лучшие.
Уф-ф-ф... Что-то много получается. Думал, в один пост уложиться, а не выходит.

To be continued

Комментариев нет:

Отправить комментарий