пятница, 1 марта 2019 г.

Плюсы и минусы Церматта

Здравствуйте, Дорогие друзья!

На днях я вернулся с очередных лыжных покатушек. Побывал в очень известном месте - в Церматте. Естественно, не терпится рассказать. Так что читайте.

Прежде всего с кем я ездил. Собирался один, но в последний момент мне составил компанию очень хороший человек Дима, коллега по работе. Жили мы поврозь, а катались вместе. И, разумеется, слегка потусили по вечерам.

Теперь о катании. Зона катания большая. Охватывает две страны - Швейцарию и Италию. В Швейцарии все подъемники стартуют из Церматта. В Италии же из двух поселков - Бреуил-Червиния и Валторенш.

Зона катания чемпион! Самое большое количество трасс, начинающихся с высоты больше трех километров. Самый высокогорный подъемник в Европе, который доставляет лыжников до высоты 3883 метров. И общая протяженность трасс совсем не маленькая - 360 километров. Однако...
Перед поездкой я внимательно следил через Интернет что там происходит. Прежде всего я ни разу не видел, чтобы были открыты все трассы. Максимум 327км из 360. И подъемники никогда не включались все. Самое большое 44 из 52.
Большая высота гарантирует наличие снега. И это замечательно. Но на большой высоте зачастую дует сильный ветер, делая невозможным подъем. С начала сезона буквально через день вся Италия была закрыта, что уменьшало длину доступных трасс грубо говоря вдвое. Во время нашей поездки погода была замечательная. Солнце, солнце и солнце. Однако в последний день опять Италия и подъем до верхней точки были закрыты из-за ветра.
Кроме того, в общую протяженность включены и внетрассовые маршруты. А в Церматте их довольно много. Я плохо катаюсь вне трасс. У Димы опыта внетрассового катания нет вообще. Если бы был пухляк, могли бы попробовать катануть по тем, что попроще. Но весь off piste был уже раскатан в бугры. Так что и соваться не стали.
И последнее. Взгляните на схему. Большая часть трасс красные. Очень хороши. Про синие особенно говорить нечего. Есть немного черных. Совсем не впечатлили. Кажется, мы прокатили по всем и без особых трудностей. Во многих отзывах читал, что в Италии трассы лучше, просторнее. Мне так не показалось. Я особой разницы не заметил. Вся зона катания логически делится на пять подзон (слева направо) Ротхорн, Горнерграт, Маттерхорн Парадайз в Швейцарии и Червиния, Валторенш в Италии. Максимальный перепад высот в каждой зоне очень большой. От полутора до двух с лишним километров. Проехать два километра по высоте практически не останавливаясь это круто. Однако из-за большого перепада трассы длинные и в результате их не так уж много. Многие трассы проходят довольно близко одна от другой. И не смотря на кажущуюся грандиозность зоны катания, объехать ее практически всю без off piste вполне реально даже дня за четыре, не говоря уже об имевшихся у нас шести.

Про горы. Маттерхорн - гора легенда. Символ всего региона. В период своего активного занятия альпинизмом я мог про эту гору только в книжках читать. Посмотреть на нее вблизи была одной из целей поездки. Фишка Маттерхорна в том, что он стоит отдельно. На расстоянии нескольких километров от него все значительно ниже. Это легко видеть на панораме. Снято с вершины Ротхорн.
Весь регион очень высокий. На панораме кроме Маттерхорна еще несколько вершин выше четырех тысяч. Названия всех не запомнил. Самая левая Монте Роза - вторая вершина Альп по высоте после Мон Блана. На вершине Горнерграт построена гостиница на 30 комнат. Интересный факт. У комнат в гостинице нет номеров. Каждая комната названа по имени какого-то альпийского четырех тысячника.

Про подъемники. Их множество. И самых разных. Кресельные, кабины, маятниковые. А самый прикольный - горный поезд с зубчатым колесом посередине.
На этом поезде можно подняться из центра Церматта до вершины Горнерграт. Из самого поселка мы не ездили, а от промежуточной станции пару раз. А потом со свистом обогнали поезд по пути вниз. Это было совсем не сложно.
Мы с Димой жили в разных апартаментах недалеко от подъемника Маттерхорн Экспресс. На мой взгляд это оптимальный вариант. Если хотите прокатиться в Италию или покататься на Плато Роза в тени Маттерхорна, то до конца без остановок. Если же хотите остаться в Швейцарии, то на первой промежуточной станции Фьюри следует пересесть на кабины в сторону Горнерграта. А дальше на лыжах и других подъемниках можно перебраться на Ротхорн. Если же жить у поезда на Горнерграт или у маятниковой рельсовой подземки на Ротхорн, то перебраться на лыжах к подъемнику в Италию займет много времени. Идти же пешком уже далекова-то. А с общественным транспортом в Церматте напряг. В городе запрещено движение автотранспорта. Только электрические такси и автобусы. Какие-то они маленькие. Проезжающие мимо были забиты под завязку. Мне совсем не хотелось в них лезть. Пройти в день от апартаментов до подъемника и обратно один километр совсем не трудно. Тем более, что я к поездке приобрел специальные, типа, галоши. Надеваешь и идешь, не скользя и не убивая боты. А у подъемника снял и положил в карман. Катанию совсем не мешают.

Про еду и вкусные алкогольные напитки. Завтрак и ужин готовил сам. Продукты самые обычные покупал в магазине. Хлеб, всякие сыры, йогурт, колбаска, сосиски очень вкусные. На горе брали супчик/макароны и чего-нибудь попить в какой-нибудь забегаловке самообслуживания. Нормально и по качеству и по цене. Один раз с Димой сходили вечером в ресторан попробовать фюндю. Вкусно, но дороговато.
Кроме посмотреть на Маттернхорн и покататься на лыжах я хотел еще попробовать национальные швейцарские дистиляты Кирш и Вильямс. Соответственно вишневый и грушевый самогон. Попробовал. И Диму приобщил.
Красавцы же! Во время последнего спуска мы традиционно останавливались у буффета ресторана Блаттен. Вот там мы и попробовали Вильямс. Не пошло. Как-то тяжело дался. Дима уехал на день раньше. Я же без него попробовал Кирш с тем же успехом. Хотел домой привезти чего-то такого, но не стал.

Про город. Милый городишко. Мы сходили на экскурсию с местным гидом. Было интересно. Он провел нас по улочкам старого города. Рассказал об истории возникновения поселения, о покорении Маттерхорна. Больше всего меня поразило ежегодное количество туристов, посещающих Церматт - 10 миллионов.

Слева старый город, а справа главная улица Банхоф - Вокзальная. На ней куча самых разных магазинов, естественно, с швейцарскими часами, ножами и шоколадом, брендовыми шмотками и т.д. Цены убийственные. На этой улочке есть булочная-пекарня, где нам устроили дегустацию. Больше всего меня пораразил хлеб с названием бергФЮРЕРброт. Немецкое слово "фюрер" у всех нас связалось с Гитлером. На самом деле это слово в переводе означает "начальник". А название хлеба можно перевести примерно как "хлеб горного проводника". В нем много сладких сухофруктов и орехов - калории.

Шесть дней катания пролетели очень быстро. Пора в обратную дорогу. Самолет у меня поздно вечером. Есть время погулять по Цюриху. Кстати. От Цюриха до Церматта добраться удобнее всего на поезде. В лучшем варианте с одной пересадкой в Виспе. Поезда очень комфортные. Правда по пути в Церматт в Виспе набилась куча народа. Пришлось даже стоять. Но беда небольшая. И так...

Цюрих. Очень приятный город. И боhaтый (буквой "h" я пытаюсь передать украинское мягкое "г"). Про всякие Ауди и Мерсы на улицах и упоминать не стоит. А вот Ферари и Ролс не везде удается увидеть. В Цюрихе же пожалуйста.
В Инете я нарыл маршрут по Цюриху на один день. И примерно ему и следовал. Не буду вас заморачивать историческими деталями. Что особенно понравилось. Холм Линденхоф. Вот такая панорама открывается с его вершины.
А на самом холме швейцарцы играют вот в такие шахматы.

Цюрихское озеро. Гуси, лебеди, чайки, яхты и горы на горизонте. Лепота.

И конечно же Университет Цюриха. Здесь учился Эйнштейн.
И еще одно интересное место - Кафе Одеон. Десятилетиями это кафе являлось местом встречи интеллигенции. Здесь бывали Стефан Цвейг, Сомерсета Моэм, Ремарк, Франц Легар,  Альберт Эйнштейн и многие другие.


Сейчас кафе отчасти пришло в упадок. Большая часть изначального помещения теперь занята почему-то аптекой, тоже Одеон. А жалко. Ведь Эйншетйн даже читал здесь лекции. Я зашел. Заказал пивка и стопарик Столичной и громогласно произнес тост: "Ну... За гравитационные волны!". И немедленно выпил. Все посетители кафе меня поняли и тоже немедленно выпили. Язык науки не знает границ!На этом закончилось путешествие. Из-за указанных недостатков (неустойчивая погода, сравнительно небольшое количество трасс, плохой общественный транспорт, дорого) не могу назвать Церматт лучшим местом для лыж из тех, где мне довелось побывать. Но в общем и целом я поездкой доволен. Буду теперь думать о новом сезоне. Есть мысль поехать в Андору вместе с Любой. Ей должно там быть комфортно. Пока это только мысль, но я ее думаю. Присоединяйтесь, друзья! Присоединяйтесь!Всех целую. Живите долго и счастливо! Берегите себя и своих близких!Ваш Владимир Феликсович.



2 комментария:

  1. И тебе не болеть. Всё равно хорошее путешествие получилось.

    ОтветитьУдалить
  2. Привет, Володя!
    Читаю с удовольствием твои отчеты. Жаль, что ты перестал скидывать ссылки на мою почту. Если не сложно, прошу тебя делать это. Мой адрес werk53@mail.ru
    Бываешь в Москве? Давай встретимся.
    С уважением, Тарасов Виктор

    ОтветитьУдалить