понедельник, 23 июля 2018 г.

Гора Мунтар и Лавра Саввы Освященного

Здравствуйте, Дорогие друзья!

На днях мы с Любой поучаствовали в небольшом походе по Иудейской пустыне. Было очень интересно. Хочу поделиться с вами впечатлениями.
Поход организовала Эйнат Клайн. Она большая молодца. Всем рекомендую ее экскурсии. Информацию можно найти на сайте.
Поход начался от поселка Кедар Южный. К шести вечера собралось человек тридцать. Машины оставили на стоянке под присмотром охранника поселка. Со стоянки открывается хороший вид на Маале Адумим.
Современные здания. Зеленый оазис посреди пустыни. А на переднем плане бедуинская палатка. Для них время остановилось.
Наш путь пролегал по территории Палестинской автономии, по части, разрешенной для посещения израильтянами. Но береженого Б-г бережет. Эйнат пригласила для сопровождения своего друга бедуина, имеющего право на ношение оружия. Очень приятный парень оказался. Мы с Любой почти весь путь шли с ним впереди всех, развлекая его и себя беседами на самые разные темы. Закат застал нас в пути.
Первая цель нашего похода - гора Мунтар, она же гора Азазель. Наверняка слово Азазель вам знакомо. В иврите одно из самых страшных ругательств звучит как ЛЕХ ЛЕАЗАЗЕЛЬ и означает что-то близкое к "Иди к черту". Кстати, самое страшное ругательство на иврите ЛЕХ КИБЕНИМАТ считается вполне цензурным. Истинный смысл утерян.
На горе Эйнат прочла нам первую лекцию. Слово Азазель образовано из двух ивритских слов: ЭЗ - козел и АЗАЛ - растворился. В период Второго Храма в иудаизме появился праздник ЙОМ КИПУР - день подведения итогов сделанного за год. По традиции в этот праздник приносились в жертву два белых козла. Одного со всеми почестями прирезAли в Храме. Это была жертва светлым силам. Второй же был всем вам известным козлом отпущения на которого вешали все грехи, совершенные за год. Его вели на гору за 20км от Иерусалима и сбрасывали в пропасть. Это была жертва темным силам. И, о, чудо! Не пролетев и половину пути, козел растворялся в воздухе. А на землю падала только лента, которой украшали козла. При этом лента меняла цвет с красного на белый.
Гора Мунтар, или Азазель, высшая точка Иудейской пустыни. С вершины открывается обзор на все 360 градусов. Ночью особо привлекательно выглядят огни Иерусалима, Бейт Лехема, арабских деревень и еврейских поселений.
Отсюда мы отправились к месту ночевки напротив Лавры Саввы Освященного. В свете Луны монастырь на противоположной стороне Кедронского ущелья различался плохо, но периодический перезвон колоколов слышался отчетливо. Под этот перезвон мы и уснули. Нельзя сказать, что ночевка была комфортной. Погорячился я, взяв лишь простынки чтобы укрыться. Даже в середине лета ночью в пустыне довольно прохладно. К тому же где-то часов до двух ночи дул очень сильный ветер, мешая уснуть. Для Любочки я взял внутреннюю часть одноместной палатки и надувной матрасик. Сам же расположился рядом на пенке, прикрывшись от ветра рюкзаком. Но, в конце концов ночь кончилась, и монастырь предстал перед нами во всей красе.
Здесь Эйнат прочла нам вторую лекцию. Савва Освященный нес христианство в массы в V-м веке, в период усиленной Византийской экспансии учения. С этой целью и соответствующими полномочиями, считай с нехилым баблом, он и прибыл в Иудею. Мар Саба не единственный организованный им монастырь, но единственный, действующий без перерывов более 1500 лет. Здесь я узнал для себя нечто новое. Монастыри бывают двух типов. Лавра (от греческого "проход", "тропинка") - монахи живут в удаленных друг от друга кельях и собираются вместе лишь по субботам и воскресеньям. Киновия (от греческого "общежитие") - монахи собирались на молитвы и трапезы каждый день. 
Мар Саба начиналась как Лавра. Монастырь расположен в Кедронском ущелье, по дну которого протекает ручей Кедрон, берущий начало в Гефсиманском саду в Иерусалиме. Кружком обозначена пещера, в которой жил Савва Освященный. Можно разглядеть и другие сейчас разрушенные кельи. Часть из них восстанавливается. Позднее был построен монастырь. В лучшие годы в нем проживало до полутора тысяч монахов. Сейчас только 12. Современный вид монастырь приобрел в первой половине 19-го века в основном на пожертвования РПЦ.
Кроме своей проповедческой деятельности Савва известен как автор Иерусалимского устава, используемого в настоящее время во всех православных церквях. Изначально Савва был захоронен в Мар Сабе. Но в середине 13-го века его мощи были перевезены в Венецию. Возвращены в монастырь только в 1965-м году. Над местом первоначального погребения сейчас часовня. Мощи же находятся в главном соборе монастыря. Считается, что они нетленные. В монастырь допускаются только мужчины, чем мы несомненно воспользовались. По-моему выглядит Савва Освященный хреновато.
Еще один прикол. В монастыре растет нестареющая целебная пальма. Практически каждый день к монастырю приходят женщины, желающие получить листочек этой пальмы для исцеления от бесплодия. Из листочка следует приготовить отвар и пить его в гомеопатических дозах на протяжении двух месяцев. И все это время с мужчинами ни-ни. А потом опа! Готово.
И в заключение еще одна весьма пикантная история, связанная с монастырем Мар Саба. В 1958-м году ныне покойный американский профессор Мортон Смит нашел в библиотеке Мар Сабы древнегреческий текст письма Климента Александрийского некоему Феодору. Позднее текст исчез. Осталась лишь фотокопия. Из текста следует, что существует Тайное Евангелие от Марка на котором основана ересь карпократиан. Ересь согласно которой христиане-карпокритиане во время своих богослужений предавались различным видам половых утех и извращений. Меня во всей этой истории наибольшее впечатление произвел следующий момент. Фактически Климент Александрийский признает, что Спаситель был гомосексуальным колдуном, посвящавшим своих последователей в Тайну Царствия Небесного весьма специфическим способом. Однако знание это не для всех, а лишь для избранных. Вот такие у них нравы. Заинтересовавшиеся данной темой, наберите в Google волшебные слова "Мортон Смит Мар Саба", и вы найдете много всего.

На этом закончился наш поход-экскурсия. Возвращаться пешком 12км в жару по пустыне слишком тяжело. Эйнат организовала нам обратную подвозку на минибусах. Теперь уже через территории, запрещенные израильтянам для посещения. Но все закончилось хорошо. В 11 мы были у машин, а в час уже дома.


Надеюсь мой рассказ был интересным. Будьте здоровы. Живите долго и счастливо.

Ваш Владимир Феликсович.

Комментариев нет:

Отправить комментарий