воскресенье, 8 апреля 2018 г.

Гудаури

Здравствуйте, Дорогие друзья!

Мы вернулись из очередного путешествия. Из Гудаури, самого продвинутого горнолыжного курорта Грузии.

Зацепила меня Грузия. Во времена Союза был там лишь раз. Да и то толком ничего не видел кроме гор. Кутаиси - альплагерь Айлама - Кутаиси. А теперь за неполные три года уже третья поездка. И каждая поездка была особенной, отличной от предыдущей. Первый раз - просто посмотреть. Второй - неудачная, но очень интересная попытка восхождения на Казбек. И теперь вдвойне необычная лыжная поездка - впервые я дважды выехал на лыжи за один сезон, и, наконец-то, спустя много лет Любочка опять составила мне компанию.
Сначала информация для горнолыжников. Иллюзий у меня не было. Зона катания небольшая. Объехать все за один день - легко. Подъемники: один гондольный, шесть кресельных и пара бугельных. Два кресельных подъемника скоростные с замедлением на посадке и на выходе. Общая протяженность трасс 50 километров. Большая часть из них синие и даже зеленые. Перепад высот очень неплохой. Самая нижняя станция подъемников расположена на высоте 1990м, самая высокая - 3276м. Трассы за ночь подготавливаются очень хорошо. Полно возможностей для внетрассового катания. Благодаря хорошей высоте катальный сезон длинный. В наш заезд, в первую неделю Апреля, все подъемники и трассы были открыты за исключением трасс и подъемника Садзели, где была авария. Наверху снег был отличным весь день. Внизу к концу дня каша. Никуда не денешься - весна.
У каждого в горнолыжной поездке свои приоритеты. В этот раз для меня главным было Любочку прокатить. И для этого Гудаури очень подошел. Она говорила, что более комфортно, чем в Гудаури она не чувствовала себя ни в одной другой горнолыжной поездке.
Трассы широкие, некрутые, народа немного. И нет такого, едешь себе спокойно и опа - черный спуск и иначе никак.
Это подъемник у снежного парка. Для начинающих очень хорошая трасса протяженностью около километра. Слева гора Садзели, справа Кудеби. Любочка каталась в основном здесь, а я наматывал круги периодически ее проведывая. Погонять со свистом по несложным трассам на мой взгляд очень даже неплохо.

Слева подъемник на Кудеби, до высоты 3006 метров. Видны две самые крутые трассы, которые были открыты в наш заезд. Обе хорошие красные. Справа вид с вершины.

Весь район очень живописный. Это моя дорогая Любочка и мой Кавказ! Не только альпинизм, но и горные лыжи у меня начинались здесь.
Теперь поговорим про цены. Для легкости сравнения с Европой цены буду приводить в евро. Добраться до Гудаури - примерно как в Европу слетать. Скипасс на 6 дней в высокий сезон 72 евро. Я не знаю цен на европейских курортах с протяженностью трасс 50км. Мне кажется, что если пересчитать в евро/км, для Австрии получится примерно одинаково. Прокат г/л снаряжения - полный комплект 10 евро в день. У меня были свои ботинки - только за лыжи 6.75 евро. Лыжи средней убитости. Но катануть можно. Жилье. Мы снимали студию за 352 евро, т.е. по 176 евро/чел. В Австрии в последний раз у нас было по 206. Но там мы жили сравнительно далеко от подъемника, а в Гудаури в 100 метрах. На еду, которую покупали в магазине, за 6 дней проживания на двоих мы истратили совсем смешные деньги - 35 евро. Плюс 10 евро за трехлитровую бадейку Киндзмараули - выпили все с удовольствием. В ресторанчиках и забегаловках все, разумеется, дороже. Честно говоря, нигде особо вкусно не было за исключением ресторана Мегобари наверху. Замечательное хачапури и по стакану чая с медом и какими-то травками - 10 евро на двоих. В магазине продукты очень вкусные. Особенно понравился сыр Сулгуни и грузинский хлеб, который пекут прямо на месте. И, конечно, Боржоми - 12 литров за 6 дней.
В принципе можно найти и более дешевые варианты. Сейчас будет невеселая реклама. Помните, я писал про хижину Резо? Жил у него перед восхождением на Казбек. Незадолго до отъезда я узнал печальную весть. Умер Резо в начале Февраля. Всего-то чуть больше 70-ти ему было. Рано. Недолгое у нас было знакомство, но запомнилось. Сходил, навестил его теперь вдову Валентину. Очень теплая встреча была. Так вот. Резо начал строить новую гостиницу. Прямо рядом с новым подъемником Шино. Успел подвести под крышу. Скорее всего заработает в новом сезоне. Если соберусь еще раз в Гудаури, то только туда. И рекомендую всем. Прекрасная домашняя обстановка и вкусная еда. Сейчас полупансион 28 евро в день. Будь я один, остановился бы у него и сейчас. Но для Любочки все-таки далековато от подъемника.
До этого я говорил в основном про хорошее. Теперь про плохое. Начну с самого серьезного. С работы подъемников.
Всеобщий пофигизм персонала. Пока все работает, нихрена не делают. Я представить себе не могу, что где-то в Альпах дежурный на подъемнике будет сидеть в своей будке, уставившись в телефон (вот уж зараза) или книжку. Здесь - постоянно. И авария была из-за этого. Знал оператор все, что надо делать в случае перебоя электричества. Но мысли были заняты другим. В результате перепутал последовательность действий, в результате авария. И это самое серьезное. Кроме того никому из них не прийдет в голову подчистить или наоборот набросать куда-то снег для удобства посадки на подъемник. Турникеты почти нигде не работают. На информационном табло половина лампочек не горит. И нестабильность работы. За 5 дней нашего катания один раз отрубалось все электричество часа на два. В последний день не работал гондольный подъемник. Печально и обидно все это.
К сожалению всеобщий пофигизм в Грузии процветает. И такое впечатление, что с уходом Саакашвили ситуация ухудшается. Мы жили в гостиничном комплексе Новый Гудаури, как я уже говорил, в двух шагах от гондолы.
Вот Любочка на фоне зданий с полицейским. Кстати, полиция дежурит у всех подъемников и на трассах после несчастного случая в позапрошлом году. Пьяный неуправляемый олень насмерть сбил девушку. Сейчас таких оленей отсекают хорошо. Так вот... Здания выглядят весьма привлекательно. Но внутри комплекса... Снег почищен очень приблизительно. В результате утром каток, а днем лужи по колено. Подойти к некоторым магазинам, ресторанам из-за нечищеного снега весьма затруднительно. Все здания - апартаменты на сдачу, принадлежащие разным хозяевам. Есть какое-то общее управление - ресепшен, где сидят нихрена не делающие и нихрена не знающие лбы. Мне пришлось звонить хозяйке чтобы она объяснила им какие ключи нам выдать. Никому из них и в голову не прийдет открыть мне дверь, когда у меня обе руки заняты чемоданами. Во многих местах ступеньки со сколами. И вишенка на торт - подъезд к апартаментам колдобина на колдобине. Справедливости ради отмечу, в наших апартаментах все было хорошо. А кто хорошо там работает, так это женщины уборщицы. Целый день что-то подметают, протирают, поддерживают чистоту.
И, заключая горнолыжную часть нашей поездки, еще что-то хорошее.

На Любочку надели парапланную сбрую, разогнали, полетели и благополучно приземлились. В Гудаури приезжают на зароботки лыжные и парапланные инструкторы в основном из Украины. С одним из них Любочка совершила полет. Ощущения по ее словам незабываемые. Цена вопроса 85 евро.
Пять катальных дней в Гудаури пролетели очень быстро. Но наше путешествие еще не закончилось. Часов в 11 утра 5-го Апреля мы уже были в нашем любимом Тбилиси, в отеле Старый Метехи.
Почти в центре фотографии на обрыве над рекой церковь Святой Девы, один из символов Тбилиси, а справа тоже на обрыве здание с традиционными светлыми балконами. Это гостиница Старый Метехи.
А это вид на Старый город и крепость Нарикала с балкона нашего номера. Всем рекомендую эту гостиницу. Расположение, интерьер, персонал, завтрак - все на пять с плюсом. Недешево, 104 евро за ночь, но того стоит. Я сначала заказал одну ночь. Самолет у нас был в 3 ночи 7-го. Подумав мы решили, что провести весь день 6-го Апреля на ногах и в полночь отправиться в аэропорт немыслимо. Администрация любезно пошла нам навстречу и разрешила остаться в номере до отъезда за половину цены. Ура! Гулять так гулять!

Прежде всего, чтобы хоть немного отбить поездку я перетер вопрос с местными авторитетами и пристроил Любочку на заработки - Дэнги, дэнги давай! На вырученные деньги мы с ней шиканули. Сняли на двоих огромный номер в Бане N5. Я не очень люблю, а для Любы заказали еще и массаж. Массаж был халтура, а все остальное очень даже.

Слева бассейн с горячей водой из серного источника. Посидев в нем минут пятнадцать необходимо срочно погрузиться в бассейн с ледяной водой справа. Балдеж. Мое травмированное колено почти прошло.
В таких забавах прошло 5-е Апреля. Спалось после бани замечательно. Утром не рано позавтракали и опять отправились на прогулку. Это самое лучшее, что можно делать в Тбилиси. Мы посетили Ботанический сад, очень интересно и красиво. Из него перешли в крепость Нарикала. Со стен крепости открываются замечательные виды.
Из крепости не спеша, пообедав по пути, дошли до проспекта Руставели.
На большее сил уже не было. Вернулись в гостиницу, отдохнули и до прихода такси любовались уже на ночной город, попивая чаек на балконе.

В полночь такси, аэропорт. Здравствуй, Страна!

Некоторые итоги. Стоит ли ехать в Гудаури? Если бы не пофигизм персонала, то безусловно да. А так, каждый решает сам. Для начинающих это замечательное место. И опытным лыжникам есть где порезвиться. Мы беседовали с парапланеристом Максимом, Любочка летала с ним, и еще с несколькими не грузинскими инструкторами. Они утверждают, что медленно, но ситуация улучшается. И курорт развивается. Главное - строятся новые подъемники. Для себя я решил - через 3-4 года скорее всего вернусь сюда. Все еще зависит от общей ситуации в Грузии. Мы беседовали с тремя таксистами услугами которых пользовались. Они как один утверждали, что с уходом Саакашвили состояние дел в стране ухудшается. Возвращаются корупция и преступность. Люба беседовала с двумя богатыми женщинами. Они Саакашвили несут. Утверждают, что он за годы правления переродился чуть ли не в Сталина, всех неугодных сажал по вымышленным обвинениям, а для любовницы построил театр. Вообще-то театр он достроить не успел, и он так и стоит недостроенный. Строительство в городе идет. Но таких проектов, какие осуществил Саакашвили не видно. Старый город в плачевном состоянии и восстанавливается медленно. Кто прав, кто виноват не берусь судить. Пока мы в Грузии чувствуем себя очень комфортно. Дай Б-г чтобы и дальше так было.

За сим прощаюсь. Живите долго и счастливо.

Ваш Владимир Феликсович.

P.S. Чуть не забыл. Приобретения: литр домашней чачи - напиток для сильных духом, 0.7 коньяка Сараджишвили 5* - напиток для укрепления духа, Грузинские шоколадки с видами Тбилиси - коллег на работе угостить.